Alessandro De Luca Bandini

 __________________________________________

OLGA DUEL (SHIRYAEVA),

coltiva, fin dall’infanzia, la passione per l’Arte, e per la Pittura in particolare.

Benché giovanissima, grazie al suo innato talento e agli studi artistici, ha portato avanti questa passione fino a raggiungere un alto livello qualitativo e un personalissimo stile.

La Sua tavolozza è ricca di variazioni cromatiche e i temi trattati, come le tecniche, sono sempre nuovi e grandemente espressivi.

Le Sue Opere, frutto di studio e lavoro, serio ed appassionato, pur tenendo conto degli insegnamenti dei Maestri e delle Correnti Artistiche del ‘900, se ne distaccano fino a raggiungere uno stile personale già maturo e ben definito.

I Suoi Quadri sono la constatazione diretta del Suo valore indiscutibile, perché la Grazia vi si accoppia alla Solidità,

l’Armonia alla Spontaneità in un insieme che è, al tempo stesso, credibile e musicale, sbocciante e costruito.

Siamo davanti ad un’ Artista dal temperamento sincero e carico di vita.

Nell’ Arte pittorica di Olga Duel (Shiryaeva) si sente il vibrare di una Forza creativa che, ripercorrendo le strade eterne del Pensiero umano, in una linea di continuità fra passato e presente, non è mai soggetta alle mode e al passare del tempo.

Alessandro de’ Luca Bandini

Scultore e Docente di Scultura

Accademia d’Arte A D A

FIRENZE

Agosto, 2014

*    *    *

Olga Duel (Chiryaeva),

Dès son plus jeune âge, en s’intéressant à l’art, en particulier à la peinture, grâce à son talent inné et à sa formation artistique, Olga a fait un grand pas en avant. Elle a atteint un haut niveau de qualité et de créativité unique dans ses tableaux.

Sa palette est riche et variée. Elle montre dans ses oeuvres, en utilisant chaque fois de nouvelles et très expressives techniques qu’elle surfe sur toutes les vagues…

Tel est le résultat d’un travail acharné et passionné. Ses oeuvres sont de longues heures de réflexion et d’étude des grands maîtres de la peinture autant moderne que plus ancienne. La Russie, sa patrie lui a fourni beaucoup d’exemple, tel Brulov, Turovsky, Kazimir Malévich…

Ses tableaux sont la confirmation de sa valeur, puisque ceux-ci sont élégance, solidité, harmonie spontanéité, en même temps ils donnent la sensation de réalité, mais aussi une improvisation mûrement réfléchie.

Devant nous un Peintre, avec un tempérament sincère et plein de vie.

Dans la peinture d’Olga Duel (Chiryaeva) se fait sentir la pulsation de la puissance créatrice, qui est la recherche infinie de l’idée humaine sur la voie artistique, qui assure la succession entre le passé, le présent et le futur…

Le grand blanc…

 

Alessandro de’ Luca Bandini

Scultore e Docente di Scultura

Accademia d’Arte A D A

FIRENZE

*     *     *

Ольга Дуэль (Ширяева),

с ранних лет проявляя интерес к искусству, в частности, к живописи, несмотря на свой молодой возраст, и благодаря врожденному таланту и художественному образованию, сделала большой шаг вперед, достигнув высокого уровня качества и профессионального стиля в своих работах.

Ее палитра богата разнообразием красок и тем, которые она раскрывает в своей живописи, используя различные техники, каждый раз новые и весьма экспрессивные.

Ее произведения, являясь результатом обучения и труда, серьезной увлеченности предметом, а также усвоения уроков Великих Мастеров и Художников начала прошлого века, в конечном итоге приобрели свой персональный стиль, уже зрелый и хорошо узнаваемый.

Ее картины являются прямым подтверждением бесспорной своей ценности, поскольку в них Изящество соединено вместе с Прочностью, Гармония сочетается со Спонтанностью, в то же время, создавая ощущение реальности и музыки, импровизации, но хорошо продуманной.

Итак, перед нами Художник, с темпераментом искренним и полным жизни.

В живописи Ольги Дуэль (Ширяевой) ощущается пульсация той Творческой Силы, которая является бесконечным поиском Человеческой мысли на творческом пути, которая обеспечивает преемственность между прошлым и настоящим, не подверженная влиянию моды и времени.

Алессандро Де Лука Бандини

Скульптор, Доцент, Преподаватель скульптуры

Академии Искусства ADA

Флоренция

Август, 2014 г.

Vadim Gavrin

______________________________

В поисках возможных предпосылок, определяющих формирование творческих интересов, принято обращать внимание на родословную автора и пытаться измерять дистанцию, отделяющую, согласно поговорке, «яблоко» от «яблони». В этом отношении биография художника Ольги Дуэль (Ширяевой) отнюдь не исключение: ранние встречи с прекрасным довольно типичны для девочки из «хорошей семьи», где встречая всяческое сочувствие в родственном кругу, она с детства много рисовала и получала от своих занятий такое удовольствие, от которого впоследствии уже не смогла отказаться… Ни в художественной школе, ни на факультете дизайна в “Высшей школе экономики” в Москве, а отшлифовывать грани приобретённой в ВШЭ специализации («Дизайн архитектурной среды») молодая художница решилась в Италии, в известной флорентийской «Scuola di Arte Michelangelo”. Что давало уникальную возможность «переформатировать» свои профессиональные познания (с наметившимся в них увлечённостью художественными течениями XX века) в благословенных краях, где многое проникнуто воспоминаниями о классической культуре, где “гений места”  –  великое искусство Ренессанса. Здесь парадигма художественной жизни обрела для Ольги иное, новое измерение, органично соотносимое с собственным творческим и личностным опытом. Италия оказалась тем обетованным местом, где подобием театрального триединства совпали  вечное” время Культуры и не менее древнее, но постоянно ”обновляемое” действие-Диалог “старого” и “нового” в искусстве. Возникло парадоксальное ощущение: казалось бы, Ольга отнюдь не архаист в своём творчестве, но (по её собственному признанию в телеинтервью) многого «не понимает в современном искусстве».

Однако, подобный парадокс никак не дезориентировал молодую художницу морально и эстетически, а напротив – нашёл в её произведениях позитивное, ярко индивидуальное и плодотворное выражение. При всем уважении к классическому наследию потребности в ”академическом” подражании, по-видимому, никогда не возникало. Ее пониманию «художественности» и «живописности» оказался более созвучен опыт художников раннего и высокого Ренессанса (”осложнённый” эстетическими достижениями авангардистов, итальянских футуристов и иного европейского и американского ”…-арта” XX века). В раннеренессансных произведениях цвет ещё не пропадает в светотени, среди туманных «валёров», в нежном «sfumato». Этот аспект классического наследия получает своеобразное воплощение в её живописи и графике, где не занимают доминирующее положение проблемы сведения к общему академическому знаменателю – т.н. «общему колориту»,  а приоритетны задачи собственно живописной композиции, наделения изображаемых предметов  своей колористической характеристикой. При этом композиционные задачи и соответствующая ритмическая организация в произведениях О. Дуэль (Ширяевой) не являются заложниками сюжета. Её зрителю  изначально  приходится иметь дело с творческим методом, в контексте которого ему уготована отнюдь не пассивная роль статиста. Тем более, если он понимает, что время и место действия – эпоха, одержимая постмодернистскими, «культурологическими» играми ума. Эпоха перехода европейской культуры и современного искусства к «состоянию постмодерна» (термин Ж. Ф. Лиотара), длящемуся до сих пор: «каждое вновь возникающее направление не является качественно новым смысло- и формообразованием, но комбинацией уже имеющихся образов и идей; все крупные стили прошлого спрессовываются в один <…> суперэклектичный стиль», в недрах которого «история переживается как ностальгия раньше, чем становится историей»[1]. Отсюда, в частности, прорывающаяся в работах и столь экспрессивно декларируемая художницей любовь к «уходящей натуре» – старинным «улочкам-переулочкам», архитектурным и культурным достопримечательностям урбанизированных пространств в России и на Западе.  

Сопричастные подобному пафосу ироничная саморефлексия и ностальгические переживания нашли в произведениях О. Дуэль (Ширяевой) благодатную почву. Что указывает на их генетическое родство с художественными течениями последнего столетия, как минимум, по одному общему качеству – наполненности эстетической энергетикой, выраженной авторской интенцией, драйвом, ориентированными на особую ценность эстетического жеста, способного удерживать содержательные пласты  внутри, «за кадром» образа.

Такая направленность имеет, как известно, свои типологические признаки, которые даже без пристального вглядывания заметны и «прочитываются» в живописных произведениях О. Дуэль (Ширяевой). Они – в русле современной науки об искусстве, известного феномена «артистизма». «Глаз, ухо художника настраиваются на  такие открытия формообразования, чья креативность зиждется на экспериментах с потенцированием безусловных начал искусства – линии, цвета, света, объема <…> Очевидна апелляция к попыткам «разговорить» вещность, материальность, осязаемость выразительных средств через смелые эксперименты… с разбиванием архетипов и матриц традиционных приемов пластического восприятия»[2].

И действительно, упрека в недостатке отваги и духа изобретательности О. Дуэль (Ширяева) не заслуживает. Протеизм её творческих исканий приметен во всем и заявляет о себе на разные лады в каждом квадратном сантиметре, словно бы провоцирует наблюдателя принять участие в увлекательнейшей постмодернистской игре – «найти потайные связи «всего со всем» в сверхреальном мире, уходя всеми возможными способами от «нормального» восприятия…»[3], чтобы совокупность форм ощущалась как некоторое единство[4], а задача автора заключалась бы в выстраивании образной логики на уровне аналогий «второго порядка», в практиковании своего рода интеллектуального «дайвинга» на глубину обитания искомого множества тайных связей[5].

О способствующих успеху такого «погружения» технико-технологической изобретательности, не поверхностном знакомстве О. Дуэль (Ширяевой) с технологией художественных материалов, текстурами/фактурами следовало бы говорить особо, и многое в данном аспекте заслуживает отдельного рассмотрения и нюансированной похвалы профессионалов.

В целом мета-жанровость её творчества, прихотливые взаимопроникновения разнородных стилевых элементов, чуткость и вкус к определенной недосказанности, незавершенности и тектонической трепетности художественного целого, активному усвоению и остро индивидуальной интерпретации «феномена открытой формы», – всё это дает представление о современном авторе, который, по собственному утверждению, пишет, «как чувствует». Но чувствует при этом... со знанием дела и, надо сказать, отменным жизнелюбием.  И всякий день стремится познавать  в (о) творчестве что-либо еще… Так чувствует.

 

 

Москва                                                                                 Вадим Гаврин,

29. 03. 2015 г.                                                                                         кандидат искусствоведения,

член Союза художников России,

Ассоциации искусствоведов

и художественных критиков (АИС),

Международного Совета музеев (ICOM)

   



[1] См.: Хиллер Бивис. Стиль XX века. М., 2004. – Цит. по: Искусствознание 2/06. М., 2006. С. 644.

[2] Кривцун Олег. Артистизм как соблазн. Соперничества искусства и жизни – Искусствознание 3–4/07. М., 2007. С. 590 – 591.

[3] Батракова С. П. Искусство и миф. Из истории живописи XX века. М., 2002. С. 158.

[4] Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. М. 2003. С. 145 – 146. Примечательно, что замкнутости и открытости художественной формы, по Вёльфлину, соответствуют классический и барочный стили.

[5] См.: Ноэль Б. Магритт. М., 1995. С. 59.

 

Guy Denis

_________________________

     La peinture de SHORI ( Olga Duel (SIRYAEVA)), jeune artiste russe de Moscou, est constellée de couleurs vives dans des compositions de formes étonnantes, combinant l'horizontale, la plongée et la contre-plongée, comme dans les films du cinéma d'antan. Ces peintures respirent de vie, de dynamisme, d'optimisme, et parfois d'étrangetés surréalistes, telle cette ombre portée d'un chien sur le trottoir, et la structure en toiles carrées d'une grande libellule.

 

     On pourrait croire parfois qu'il s'agit de paysages vus mais l'on doute, il se pourrait que les paysages de Shori, soient tout à fait imaginaires, telle cette peinture représentant un poisson dans l'eau, en dessous d'une ville des mille et une nuits, un bijou de peinture qui serait le signe porteur d'un talent en croissance.

 

     L'on souhaite que ce talent s'exporte encore davantage car il charme autant les yeux que les coeurs.

 

     Guy DENIS, écrivain, galeriste,

     Président de l'Académie luxembourgeoise

     Juin, 2015

 

*     *     *

 

La pittura di SHORI (Olga Duel (Shiryaeva)), giovane Artista russa, di Mosca, è costellata di vivissimi colori, all'interno di composizioni, dalle forme meravigliose. Immagini che uniscono una visione esteriore, che potremo definire "orizzontale," ad un'immersione, nei significati più profondi delle Opere, per poi riemergere nella realtà...un po' come accadeva nel Cinema d'Arte, di qualche tempo fa.

 

Questi Quadri respirano di Vita, di dinamismo, di ottimismo e, talvolta, di un surrealismo, del tutto particolare. Come accade nel quadro che rappresenta l'ombra di un cane che si allunga sul marciapiede, o la struttura, in tele separate di una grande libellula.  

 

Talvolta, è possibile credere di aver gia visto alcuni paesaggi, ma questo e imposibile, perché, i paesaggi di Shori, sono del tutto immaginari. Un tipico esempio ne è il quadro che rappresenta un grande pesce, immerso nell'acqua, che sostiene, col dorso, una città da "Mille e una Notte". Un gioiello di pittura, che è il chiaro segno di un talento, sempre in crescita.

 

Ci auguriamo che questo Talento si sviluppi, sempre di più, perché è affascinante, per gli occhi e per i cuori.

 

GUY DENIS

Scrittore, Gallerista,

Presidente dell'Accademia

Lussemburghese

Giugno, 2015

 

*     *     *

 

     Живопись SHORI (ОЛЬГИ ДУЭЛЬ (ШИРЯЕВОЙ)), молодой русской художницы из Москвы, представляет собой созвездие живых красок,  в композициях удивительных форм. Это комбинация визуальных изображений - "горизонтальных ", с эффектом погружения в суть произведений, выявляющим более глубокое значение картин, как это происходило в старых фильмах давних времен.

 

     Эти картины дышат жизнью, динамизмом, оптимизмом, а иногда и необычным сюрреализмом. Как например, картина с удлиненной тенью собаки на тротуаре,  или конструкция из квадратных полотен, представляющих одну большую стрекозу.

 

     Порой кажется, что вы уже видели некоторые пейзажи, но это вряд ли возможно, т.к. пейзажи SHORI, созданы ее воображением. Это ярко проявляется в картине представляющей рыбу, плывущую в воде,  и несущую на спине красивейший город, будто из сказки "Тысяча и одна ночь", эта картина - сокровище живописи, означающее талант, который постоянно развивается. 

 

     Желаем, чтобы этот талант все больше раскрывался, и также очаровывал зрителей и их сердца. 

 

     Гай Дени, писатель, владелец галереи,

     Президент Люксембургской Академии

     Июнь, 2015